Наставничество – это универсальная технология передачи опыта,
формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через
неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве.
Программа
наставничества (далее – Программа) разработана в соответствии
с документами, регламентирующими образовательную деятельность:
- Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745;
- распоряжением
Правительства от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ
государственной молодежной политики Российской Федерации на период
до 2025 года» https://docs.cntd.ru/document/420237592;
- распоряжением Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
https://docs.edu.gov.ru/document/b014f0f434e770efe527956bdb272a38/download/2649/;
- письмом Минпросвещения от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»
https://docs.cntd.ru/document/564445229;
Функции образовательной
организации, осуществляющей внедрение целевой модели наставничества:
- разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения
целевой модели;
- реализация программ
наставничества;
- реализация кадровой политики, в том числе: привлечение,
обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе
наставничества;
- назначение куратора внедрения
целевой модели наставничества в образовательной организации;
- инфраструктурное и
материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества;
- осуществление персонифицированного
учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах
наставничества;
- проведение внутреннего мониторинга
реализации и эффективности программ наставничества (в ведении образовательной
организации);
- обеспечение формирования баз
данных программ наставничества и лучших практик;
- обеспечение условий для повышения
уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных
в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.
Для реализации целевой
модели наставничества в МБДОУ № 94 г. Калуги разработано «Положение о системе
наставничества педагогических работников в муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении № 94 «Забава» города Калуги».
Цель системы наставничества педагогических работников в МБДОУ № 94
г. Калуги - реализация комплекса мер по созданию эффективной среды
наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному
профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию
педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих
специалистов в педагогической профессии.
В нашем дошкольном учреждении применяются разнообразные формы наставничества («педагог - педагог», «руководитель образовательной организации - педагог», «работодатель - студент», «педагог вуза/колледжа - молодой педагог образовательной организации» и другие) по отношению к наставнику или группе наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов.
Виртуальное
(дистанционное) наставничество - дистанционная форма организации наставничества с
использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как
видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и
онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др. Обеспечивает постоянное
профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и
наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник -
наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников,
делает наставничество доступным для широкого круга лиц.
Наставничество в группе - форма наставничества, когда один
наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более
человек).
Краткосрочное или
целеполагающее наставничество - наставник и наставляемый встречаются по заранее
установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на
определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен приложить
определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь
поставленных целей.
Реверсивное
наставничество - профессионал
младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых
тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого
педагога в вопросах методики и организации воспитательно-образовательного
процесса.
Ситуационное
наставничество - наставник
оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в
них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное
реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.
Скоростное наставничество - однократная встреча наставляемого
(наставляемых) с
наставником более высокого уровня
(профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с
другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом
опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели
индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из
авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить
отношения «наставник - наставляемый» («равный - равному»).
Традиционная форма
наставничества («один-на-один») - взаимодействие между более опытным и
начинающим работником в течение определенного продолжительного времени. Обычно
проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт,
навыки, личностные характеристики и др.
Форма наставничества
«воспитатель – воспитатель (специалист-специалист)» - способ реализации целевой модели
наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары
«воспитатель-профессионал - воспитатель, вовлеченный в различные формы
поддержки и сопровождения».
Форма наставничества «руководитель
образовательной организации – воспитатель (специалист)» способ реализации целевой модели
наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары
«руководитель образовательной организации – воспитатель (специалист)»,
нацеленную на совершенствование образовательного процесса и достижение желаемых
результатов руководителем образовательной организации посредством создания
необходимых организационно-педагогических, кадровых, методических,
психолого-педагогических условий и ресурсов.
Ожидаемым результатом работы наставников
нашего дошкольного учреждения будет высокий уровень включенности молодых
специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной
организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного,
творческого и педагогического потенциала.