Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 82 «Чиполлино» города Калуги (МБДОУ №82 «Чиполлино» г. Калуги) ПРИНЯТ педагогическим советом МБДОУ № 82 «Чиполлино» г. Калуги (протокол № 1 от 31.08.2023 г.) УТВЕРЖДЕН приказом МБДОУ № 82 «Чиполлино» г. Калуги от 01.09.2023 г. № 99/ОД УЧЕБНЫЙ ПЛАН по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 82 «Чиполлино» города Калуги на 2023-2024 учебный год Калуга, 2023 Пояснительная записка к учебному плану I. Общие положения 1.1.Учебный план по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 82 «Чиполлино» города Калуги (далее - ДОУ) на 2023 – 2024 учебный год разработан в соответствии со следующими документами: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями; - Письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23-16; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; -ФАОП ДО; -Уставом ДОУ; - АОП ДО МБДОУ. Учебный план разработан с учётом комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Для реализации образовательных задач используется учебно-методический комплект к данной комплексной программе. 1.2. Учебный план - документ, определяющий перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения содержания направлений развития и образования детей в соответствии с п.2.6. ФГОС ДО, а также организации мониторинговых исследований (педагогическая диагностика и психологическая диагностика развития детей) по оценке эффективности и качества их реализации. 1.3. Учебный план является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей, видов образовательной деятельности и видов деятельности детей, предусмотренных ФГОС ДО, а также объём учебного времени, отводимого на проведение занятий. При этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. Дошкольники осваивают содержание пяти образовательных областей в различных видах деятельности взрослых и детей, регламентированной временем. Образовательная деятельность осуществляется в течение всего режима работы ДОУ. 2. Сроки освоения АОП ДО Нормативный срок освоения АОП ДО представлен в таблице 1. Таблица 1 Возможные сроки освоения образовательной программы дошкольного образования Возраст на начало обучения Возраст завершения обучения 5 лет 7 лет Возможная длительность обучения 2 года 3. Требования к временной нагрузке учебного плана 3.1. Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода: I период — сентябрь, октябрь, ноябрь; II период — декабрь, январь, февраль; III период — март, апрель, май, июнь. 3.2. Учебный план предусматривает реализацию АООП ДО, состоящую из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений в полном режиме дня (12-часового пребывания). Выполнение обязательной части АООП ДО в группах для детей дошкольного возраста компенсирующей направленности составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 40%. 3.3. Учебный план регламентирует организацию образовательной деятельности по пяти образовательным областям согласно ФГОС ДО. В группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с октября по май (включительно) учителем-логопедом и воспитателями проводятся подгрупповые, групповые занятия и индивидуальные занятия. В сетку занятий не включаются индивидуальные занятия со специалистами. Продолжительность занятий: - для детей от 5до 6 лет – 20 минут, - для детей от 6 до 7 лет – 30 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. В середине занятия статического характера проводятся физкультурные минутки, динамические паузы. Перерывы между занятиями – 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня, в дни с наиболее высокой работоспособностью детей (вторник, среда) В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. 4. Структура учебного плана 4.1. В структуре учебного плана отражаются виды деятельности детей и взрослых в самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности педагогов и воспитанников не регламентированной временем; - самостоятельной деятельности воспитанников; - занятиях; - совместной деятельности педагогов и воспитанников, регламентированной по времени. 4.2. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная часть), обеспечивает вариативность образования; отражает приоритетные направления деятельности детского сада, отражает его специфику, позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Вариативная часть учебного плана АОП ДО представлена двумя образовательными областями: речевое развитие направлено на: - овладеть нормами и правилами родного языка, развивать коммуникативные способности у детей дошкольного возраста; художественно-эстетическое развитие направлено на: - воспитывать эстетическое отношение к изобразительному искусству как отражению жизни во всем ее многообразии, к окружающей действительности в целом и к самому себе как части мироздания; - развивать музыкальные и творческие способности детей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности. 4.3. Учебный план фиксирует периоды организации мониторинга оценки эффективности и качества реализации АОП ДО. График периодов и сроков осуществления процедур мониторинга представлен в таблице 2. Таблица 2 Сроки осуществления процедур мониторинга Процедуры Психолого-педагогическая диагностика динамики эффективности реализуемой АОП ДО Оценка сформированности предпосылок учебной деятельности выпускников Анкетирование удовлетворённости родителей качеством образовательной деятельности, присмотра и ухода Самообследование Периоды проведения мониторинговых процедур Сентябрь Апрель Апрель До 1 апреля В сроки, установленные правительством РФ, проводится ежегодная процедура самообследования и раз в три года независимая оценка качества образования. 5. Режим реализации учебного плана АОП ДО реализуется в режиме пятидневной рабочей недели, учебный план составлен с учётом количества рабочих дней, недель, месяцев. Учебный план адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на 2023 – 2024 учебный год (сводный план занятий по реализации основной части АОП ДО в соответствии с возрастом обучающихся) Старшая группа (5-6 лет) Виды деятельности 1. 2. Двигательная Восприятие художественной литературы Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность Развитие математических представлений Изобразительная деятельность, рисование Изобразительная деятельность, лепка/аппликация/ Музыкальная деятельность Подгрупповое занятие с учителем-логопедом Развитие речи Изобразительная деятельность (Рисование, лепка, аппликация) Музыкальная деятельность Общее количество занятий/часов Индивидуальные занятия с логопедом Индивидуальное занятие с воспитателем Подготовительная группа (6-7 лет) в неделю 3 2 2 в год 108 64 64 в неделю 3 2 2 в год 108 64 64 1 32 2 64 2 1 64 32 1 1 32 32 1 4 1 занятие в 2 недели 1 занятие в 4 недели 1 17/5 часов 40 мин. 2 32 128 16 32 128 16 64 1 4 1 занятие в 2 недели 1 занятие в 4 недели 1 17/8 часов 30 мин. 2 1 32 1 32 8 32 580 8 32 580 64 Учебный план адаптированной образовательной программы дошкольного образования на 2023 – 2024 учебный год (сводный план совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах) Виды деятельности Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социальноэмоционального опыта Беседы и разговоры с детьми по их интересам Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительноконструктивные игры) Совместная игра воспитателя и детей (сюжетноролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно- конструктивные игры) Детская студия (театрализованные игры) Досуг здоровья и подвижных игр Подвижные игры Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг («Школа мышления») Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе экологической направленности) Наблюдения за природой (на прогулке) Музыкально-театральная гостиная Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам) Чтение литературных произведений Самообслуживание Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами) Трудовые поручения (общий и совместный труд) Старшая группа (5-6 лет) Ежедневно Подготовительная группа (6-7 лет) Ежедневно Ежедневно 3 раза в неделю Ежедневно 3 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели Ежедневно 1 раз в 2 недели Ежедневно 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели Ежедневно 1 раз в неделю 1 раз в неделю Ежедневно 1 раз в неделю 1 раз в неделю Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели