Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 82 «Чиполлино» города Калуги (МБДОУ №82 «Чиполлино» г. Калуги) ПРИНЯТ педагогическим советом МБДОУ № 82 «Чиполлино» г. Калуги (протокол № 1 от 31.08.2023 г.) УТВЕРЖДЕН приказом МБДОУ № 82 «Чиполлино» г. Калуги от 01.09.2023 г. № 99/ОД УЧЕБНЫЙ ПЛАН по реализации основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 82 «Чиполлино» города Калуги на 2023-2024 учебный год Калуга, 2023 Пояснительная записка к учебному плану I. Общие положения 1.1.Учебный план по реализации основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 82 «Чиполлино» города Калуги (далее - ДОУ) на 2023 – 2024 учебный год разработан в соответствии со следующими документами: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями; - Письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23-16; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; -ФОП ДО -Устав ДОУ; - ООП - ОП ДО МБДОУ. Учебный план - документ, определяющий перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения содержания направлений развития и образования детей в соответствии с п.2.6. ФГОС ДО, а также организации мониторинговых исследований (педагогическая диагностика и психологическая диагностика развития детей) по оценке эффективности и качества их реализации. Учебный план является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей, видов образовательной деятельности и видов деятельности детей, предусмотренных ФГОС ДО, а также объём учебного времени, отводимого на проведение занятий. При этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. Дошкольники осваивают содержание пяти образовательных областей в различных видах деятельности взрослых и детей, регламентированной временем. Образовательная деятельность осуществляется в течение всего режима работы ДОУ. 2. Сроки освоения ООП - ОП ДО Нормативный срок освоения ООП - ОП ДО представлен в таблице 1. Таблица 1 Возможные сроки освоения образовательной программы дошкольного образования Возраст на начало обучения Возраст завершения обучения 2 года 7 лет Возможная длительность обучения 5 лет 3. Требования к временной нагрузке учебного плана 3.1. Учебный год (образовательный период) начинается с 1 сентября по 31 мая. 3.2. Учебный план предусматривает реализацию ООП - ОП ДО, состоящую из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений в полном режиме дня (12-часового пребывания). Выполнение обязательной части ООП - ОП ДО в группах для детей дошкольного возраста общеразвивающей направленности составляет 70 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений 30%. 3.3. Учебный план регламентирует организацию образовательной деятельности по пяти образовательным областям согласно ФГОС ДО. В группе общеразвивающей направленности продолжительность занятий составляет: -для детей от 2 до 3лет – 10 минут, -для детей от 3 до 4 лет – 15 минут, - для детей от 4до 5 лет – 20 минут, - для детей от 5 до 6 лет – 25 минут, - для детей от 6 до 7 лет – 30 минут. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня не превышает: - в группе раннего возраста 10 минут; -в младшей группе 20 минут; -в средней группе 30 минут; - в старшей группе 75 минут (50 мин – в первой половине дня, 25 мин – во второй половине дня); -в подготовительной группе 90 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. В середине занятия статического характера проводятся физкультурные минутки, динамические паузы. Перерывы между занятиями – 10 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня, в дни с наиболее высокой работоспособностью детей (вторник, среда) В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. 4. Структура учебного плана 4.1. В структуре учебного плана отражаются виды деятельности детей и взрослых в самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности педагогов и воспитанников не регламентированной временем; - самостоятельной деятельности воспитанников; - занятиях; - совместной деятельности педагогов и воспитанников, регламентированной по времени. 4.2. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная часть), обеспечивает вариативность образования; отражает приоритетные направления деятельности детского сада, отражает его специфику, позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Вариативная часть учебного плана ООП - ОП ДО представлена двумя образовательными областями: Патриотическое воспитание направлено на: -Расширять представления детей о малой родине: природное окружение, культурное и историческое наследие. -Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего. -Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному краю Социально-коммуникативное развитие направлено на: формирование у дошкольников основ культуры безопасности, определяющих возможность полноценного развития различных форм личностной активности детей, их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности, способность самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни. 4.3. Учебный план фиксирует периоды организации мониторинга оценки эффективности и качества реализации ООП - ОП ДО. График периодов и сроков осуществления процедур мониторинга представлен в таблице 2. Таблица 2 Сроки осуществления процедур мониторинга Процедуры Психолого-педагогическая диагностика динамики эффективности реализуемой ООП - ОП ДО Оценка сформированности предпосылок учебной деятельности выпускников Анкетирование удовлетворённости родителей качеством образовательной деятельности, присмотра и ухода Самообследование Периоды проведения мониторинговых процедур Сентябрь /Апрель Апрель Апрель До 1 апреля В сроки, установленные правительством РФ, проводится ежегодная процедура самообследования и раз в три года независимая оценка качества образования. 5. Режим реализации учебного плана ООП - ОП ДО реализуется в режиме пятидневной рабочей недели, учебный план составлен с учётом количества рабочих дней, недель, месяцев. Учебный план основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования на 2023 – 2024 учебный год (сводный план занятий по реализации основной части ООП - ОП ДО в соответствии с возрастом обучающихся) № п/ п 1. Виды деятельности Двигательная 2.1 Развитие речи . 2.2 Подготовка к . обучению грамоте Первая младшая Вторая младшая Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа группа (4-5 лет) (5-6 лет) группа (2-3 года) (3-4 года) (6-7 лет) Количество занятий (образовательных ситуаций) по видам деятельности в неделю в год в неделю в год в неделю в год в в год в в год неделю неделю 2 72 3 108 3 108 3 108 3 108 2. Коммуникативная деятельность 1 36 1 занятие 18 1 занятие 18 1 18 1 занятие 18 в2 в2 занятие в2 недели недели в2 недели недели 1 36 1 36 - 3.1 Исследование 1 . объектов живой и неживой природы, экспериментирован ие. Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения 3.2 Математическое и 1 . сенсорное развитие 4.1 Изобразительная 1 . деятельность (Рисование) 4.2 Изобразительная 1 занятие в 3. Познавательно-исследовательская деятельность 36 1 36 1 36 1 36 2 72 36 1 36 1 36 1 36 2 72 36 1 36 1 36 1 36 1 36 18 1 занятие в 2 1 занятие в 2 1 занятие в 2 недели 1 занятие в 2 деятельность (лепка) 4.3 Изобразительная . деятельность (аппликация) 2 недели 4.4 Конструирование . 1 занятие в 2 недели 18 1 1 . 5. 6. Музыкальная деятельность Чтение художественной литературы 1. Развитие речи 2. Изобразительная деятельность (Рисование, лепка, аппликация) Музыкальная деятельность Общее количество занятий/часов 3. недели (в год – 18) недели (в год – 18) 18 1 занятие в2 недели 18 18 1 36 1 занятие в2 недели 1 занятие в2 недели 1 18 36 1 занятие в2 недели 1 занятие в2 недели 1 36 36 1 36 1 36 - 18 (в год – 18) 18 36 1 занятие в2 недели 1 1 36 1 36 1 36 1 36 18 1 занятие в2 недели 1 занятие в4 недели 1 18 15 /7 час. 30 мин. 540 4. Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1 18 1 18 1 занятие занятие занятие в 2 недели в2 в2 недели недели 1 занятие 9 1 9 1 9 1 занятие в 4 недели занятие занятие в 4 недели в4 в4 недели недели 1 36 1 36 1 36 1 10/ 1 час 40 мин. 360 10 / 2 час. 30 мин. 360 10 / 3 час. 20 мин. 360 недели (в год – 18) 13 /5 час. 25 мин. 9 36 468 36 9 36 Учебный план основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования на 2023 – 2024 учебный год (сводный план совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах) Виды деятельности Первая младшая Вторая младшая Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа (2-3 года) Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социальноэмоционального опыта Беседы и разговоры с детьми по их интересам группа (4-5 лет) (5-6 лет) группа (3-4 года) (6-7 лет) Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю Общение Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр Индивидуальные игры с Ежедневно Ежедневно Ежедневно 3 раза в неделю детьми (сюжетноролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительноконструктивные игры) Совместная игра 2 раза в неделю 2 раза в неделю 3 раза в неделю 2 раза в неделю воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, иградраматизация, строительноконструктивные игры) Детская студия 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели (театрализованные игры) Досуг здоровья и 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели подвижных игр Подвижные игры Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Познавательная и исследовательская деятельность Сенсорный игровой и 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели интеллектуальный Ежедневно 3 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели Ежедневно 1 раз в 2 недели тренинг («Школа мышления») Опыты, эксперименты, 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 1 раз в 2 недели наблюдения (в том недели числе экологической направленности) Наблюдения за Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно природой (на прогулке) Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей Музыкально1 раз в 2 1 раз в неделю 1 раз в неделю театральная гостиная недели Творческая мастерская 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю (рисование, лепка, художественный труд по интересам) Чтение литературных Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно произведений Самообслуживание и элементарный бытовой труд Самообслуживание Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами) Трудовые поручения (общий и совместный труд) 1 раз в 2 недели Ежедневно 1 раз в неделю 1 раз в неделю Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно - - 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели