Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №82
«Чиполлино» города Калуги
(МБДОУ №82 «Чиполлино» г. Калуги)
ПРИНЯТА
педагогическим советом
МБДОУ № 82 «Чиполлино» г. Калуги
(протокол от 30.08.2024 г. № 1)
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБДОУ № 82 «Чиполлино»
г. Калуги
от 30.08.2024 г. № 158/од
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Творческая мастерская «Умелые пальчики»
Возраст воспитанников: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Калуга, 2022
1
Автор-составитель:
Бессонова Ирина Владимировна, руководитель изодеятельности в ДОУ, воспитатель.
Внутренняя экспертиза проведена и направлена на рассмотрение педагогического совета
Калашниковой Н.Н.
2
СОДЕРЖАНИЕ
№
раздела
Раздел программы
страница
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
Пояснительная записка (общая характеристика программы)
Цель и задачи реализации дополнительной общеразвивающей
программы
Содержание дополнительной общеразвивающей программы
Планируемые результаты освоения дополнительной
общеразвивающей программы
4
7
7
9
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.
2.2.
2.3.
3.
4.
Условия
реализации
дополнительной
общеразвивающей
программы
Формы педагогической диагностики
Методические материалы
Список литературы
Приложения
Приложение 1. Содержание мониторинга степени освоения детьми
основ изобразительного искусства
Приложение 2. Тематическое планирование
Приложение 3. Анкетирование родителей
3
9
10
12
15
18
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть
необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от
кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он
способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие
как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и
моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и
составляет творческие способности.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию
детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно
мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок
начинает экспериментировать, творить. Это огромная возможность для детей думать,
пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, это толчок к развитию
воображения,
проявлению
самостоятельности,
инициативы,
выражения
индивидуальности.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, имеет
большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому
развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям,
тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе
виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли,
дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических
понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями,
учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся
приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не
только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой
наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.
Отличительные
особенности
дополнительной
общеразвивающей
программы «Творческая мастерская «Умелые пальчики»: на занятиях осуществляется
индивидуальный подход, построенный с учетом качества восприятия, связанный с
развитием технических умений и навыков детей, эмоциональной отзывчивости каждого
ребенка на предложенное задание.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Творческая мастерская
«Умелые пальчики» обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы
с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к
преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого
восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого
воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному
искусству.
Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская «Умелые
пальчики» направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети
знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, бумагопластики,
пластилинографии, работы с бросовым и природным материалом, их особенностями,
многообразием используемых материалов, учатся на основе полученных знаний создавать
свои композиции, предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его
изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при
художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо
способствует развитию речи ребенка. Так развивается творческая личность, способная
применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Творчество имеет неоценимое значение для подготовки детей к школе. У ребенка
формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для
4
последующего обучения в школе. А именно развитие мелкой моторики, умение
ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, усвоение сенсорных эталонов, развитие
наглядно-образного мышления.
Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская «Умелые
пальчики» разработана на основе программы Давыдовой Г.Н. Нетрадиционные техники
рисования в детском саду.
Данная дополнительная общеразвивающая программа адресована для всех
желающих детей 4-5 лет, имеющих следующие документы:
- заявление от родителя (законного представителя);
- заключение договора на оказание услуги;
- согласие на обработку персональных данных.
Средний возраст (4 – 5 лет)
Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети
рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных.
Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы.
Графическое изображение человека характеризуется наличием
туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать
ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания
предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной,
цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.
К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка,
подскоки, кружение и т.д.). Может петь протяжно, при этом вместе начинать и
заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует
доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать
танец, сыграть на инструменте). Дети делают первые попытки творчества.
Объем программы – 76 часов. Программа рассчитана на один год обучения.
Продолжительность одного занятия: 20 минут для детей среднего возраста Общее
количество часов в неделю: 40 минут для детей среднего возраста. Занятия проводятся 2
раза в неделю по 20 минут для детей среднего возраста.
Форма обучения – очная.
Форма организации детского объединения – мастерская. Мастерская – группа
детей, объединенная общими интересами, задачами и деятельностью. По форме
организации–интегрированная с использованием сетевого взаимодействия. Изменения в
стране, в связи с возникшей угрозой нового короновируса, обусловили введение в учебный
процесс дистанционного обучения через ресурсы Интернет (электронная почта, мессенджеры
и др.), которые позволяют детям успешно осваивать программу, не выходя из дома.
1.2. Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы
Дополнительная
образовательная
программа
дошкольного
образования
художественной направленности «Творческая мастерская «Умелые пальчики» составлена
в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.12 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования от 17.10.13 г., СанПиН 1.2.3685-21 от 29.01.2021 г. № 62296.
Цель программы: развитие творческих способностей детей среднего дошкольного
возраста, в изобразительной деятельности.
Задачи:
Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник
рисования.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными
материалами.
Развивать фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление
и любознательность.
5
1.3.
Воспитывать самостоятельность в выполнении работы.
Содержание дополнительной общеразвивающей программы
Учебный план по дополнительной общеразвивающей программы «Творческая мастерская
«Умелые пальчики» составлен с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, а также социального заказа родителей.
Учебный план представляет собой количественное и временное распределение
образовательной деятельности на основе действующего СанПин.
Наименование
дополнительной
услуги
платной
образовательной 4 - 5 лет
Умелые пальчики
в неделю
2
в месяц
8
в год
76
Календарный учебный график определяет продолжительность учебного года, сроки
перерывов в организации непосредственно образовательной деятельности,
продолжительность недели, сроки проведения праздничных и традиционных
мероприятий.
Содержание
Учебный период
1календарный год
01.09. – 29.12.
11.01. – 31.05.
31.12.-08.01.
01.06.-31.08.
24 недели
4 ноября - День народного единства 1, 2, 3,
4, 5, 6, 7, 8 января - Новогодние праздники;
7 января - Рождество Христово; 23 февраля
- День защитника Отечества; 8 марта Международный женский день; 1 мая Праздник Весны и Труда; 9 мая - День
Победы; 12 июня - День России.
Зимние каникулы
Летний оздоровительный период
Продолжительность учебного периода
Праздничные дни
Структура занятия
1.Основной формой организации образовательного процесса является групповое
2. занятие. Структура занятий включает три основные части: подготовительную,
основную,
3. заключительную.
4. Подготовительная часть занятия (5-15% общего времени) –подготовка организма к
предстоящей работе.
5. Основная часть занятия (70-85% общего времени) - развитие и совершенствование
основных физических качеств; формированиеправильной осанки; активизация
творческих способностей; изучение, и совершенствованиедвижений танцев и его
элементов; отработка композиций.
6. Заключительная часть занятия (3-7% общего времени) – постепенное снижение
нагрузки; рефлексия.
7. Занятия составлены своему содержаниюсоответствуют возрастным особенностям и
физическим возможностям детей, которыепозволяют ребенку не только в
увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и танца,но и развивают
6
умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации
ребенка.
Время
Деятельность
16.00-16.02
Организация детей:
Проверка готовности детей к образовательной деятельности; создание
мотивации, интереса к занятию.
Основная часть занятия (вводная, основная, заключительная части)
Вводная часть. 1. Общая игра – проводится игра в соответствии с темой
занятия, можно использовать атрибуты, музыкальное сопровождение.
Вводная беседа – сюрпризный момент, чтобы вызвать эмоциональный
настрой. Для повышения интереса к занятию и воплощения своего желания,
мысли, представления в работах.
Основная часть.
Рассматривание предмета.
Выделение составных частей предмета, их формы, цвета, расположения.
Обратить внимание на наиболее значимые моменты в работах детей.
Желательно, чтобы дети принимали активное участие в обследовании
предмета.
Объяснение воспитателем поэтапного хода работы:
Выполнение ритмического, дидактического упражнения, динамической
паузы, пальчиковой гимнастики.
Поэтапный показ и объяснение с помощью детей выполнение работы.
Проведение техники безопасности на занятиях.
Самостоятельная деятельность детей (индивидуальная помощь педагога
детям на своём листе бумаги). Напоминает правила рисования. детям,
которым первыми выполнили работу предлагается проявить свою
фантазию, воображение творчество (нарисовать солнце, рамку, какое – либо
украшение).
Заключительная часть.
Обыгрывание своих работ.
Выставка детских работ.
Защита своих работ. Дети совместно с педагогом отмечают свои успехи и
ошибки, которые допустили. Этот этап работы учит детей осознано
подходить к выполнению творческих заданий, а также защищать свою
позицию, быть открытым, эмоционально раскрепощённым, учит не
обижаться на замечания.
Данная структура занятий формирует у детей эстетический вкус, развивает
интеллектуальную деятельность и всестороннее развитие, учит детей
способам изображения предметов – явление окружающей действительности
сказочных персонажей, закрепляет технические навыки рисования. также
учит совместной коллективной работе, умению преодолевать трудности,
видеть прекрасное.
Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненной работы).
Переключение детей на другой вид деятельности.
16.02-16.05
16.05-16.17
16.17 - 16.20
Дополнительная образовательная деятельность проводится по подгруппам (6-10 человек),
во вторую половину дня (возможный временной промежуток: 16:00-16:20), два раза в
неделю, продолжительностью не более 20 минут.
7
Название
изучаемого
курса
(модуля)
Количество часов по годам Методы
обучения
Рисование
38
Лепка
38
Итого за год:
76
беседа
игры,
упражнения,
практические занятия
открытые уроки,
выступления на конкурсах,
фестивалях.
беседа
игры,
упражнения.
практические занятия
открытые уроки,
выступления на конкурсах,
фестивалях.
Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская «Умелые
пальчики» разделена на два модуля:
Модуль 1 – Рисование
Предметное рисование, доступность использования нетрадиционных техник определяется
возрастными особенностями дошкольников. Для детей среднего дошкольного возраста
используются более простые техники, такие как кляксография, обрывание бумаги,
жесткую кисть.
Модуль 2 – Лепка
Практическая работа с пластилином побуждает детей к творчеству, предусматривает
развитие творческих способностей, конструирования, знакомит с приемами работы с
различными инструментами, развивает мелкую моторику рук. Работая с пластилином,
тестом, глиной, дети знакомятся с их свойствами, структурой.
Формы работы с детьми:
1. Игры и обыгрывание созданных рукотворных изделий.
2. НОД
3. Индивидуальная работа.
4. Выставки.
5. Участие в конкурсах.
Данная программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по
разделам:
Коммуникация.
На занятиях используется метод комментированного рисования. В процессе обыгрывания
сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, в конце занятия дети
обсуждают свои работы. На занятиях используются потешки, загадки, считалки.
Выполняя практические действия дети способны усвоить много новых слов и выражений,
что способствует развитию связной речи.
Познание.
Для занятий по изодеятельности выбраны темы близкие пониманию ребенка,
позволяющие уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить в общение.
Много интересного дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о
животных.
Музыка.
8
Использование рисунков в оформлении праздников, а музыкального оформления для
лучшего понимания образа и выражения собственных чувств.
Физическая культура.
Применение физкультминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и
предупреждения нарушения осанки.
Сенсорное воспитание.
Данные занятия способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, расположению
предметов в пространстве.
Условия организации образовательного процесса
Особая роль в развитии активности детей отводится разным видам игр (художественнодидактическим, сюжетным, подвижным), которые имеют художественно-эстетическую
направленность.
Наличие в образовательной среде разнообразных материалов, обеспечивающих
возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком,
лепкой, конструированием, моделированием, выполнением поделок из природного и
бросового материала и пр.
Создание педагогом атмосферы принятия и поддержки во время занятий детьми
творческими видами деятельности.
Проведение инструктажа по технике безопасности при пользовании красками, клеем,
ножницами и другим инвентарем во время занятий детьми творческими видами
деятельности.
Поддержка детской инициативы в воплощении замысла и в выборе необходимых для
этого средств.
Оказание помощи и поддержки в овладении необходимыми для реализации творческого
замысла техническими навыками.
Организация выставок продуктов детского творчества в группах и в помещениях
дошкольного учреждения.
Организация совместной работы педагогов и родителей
Направлениями работы по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников
в направлении художественного развития детей являются повышение художественнопедагогической культуры родителей и привлечение их к активному участию в
деятельности детского сада.
План взаимодействия с семьями по художественному развитию детей
Сентябрь: Беседа на тему «Содержание психолого-педагогической работы с детьми 4 – 5
лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Октябрь: Участие родителей в развлечении «Краски осени».
Ноябрь: Консультация на тему «Воспитание у детей эмоционально-личностной
отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства».
Декабрь: Организация на сайте детского сада работы «Домашней школы: алгоритм
рисования акварельными красками».
Январь: Выставка совместного творчества детей и родителей «Зимушка хрустальная».
Февраль: Консультация на тему: «Домашний изо-уголок».
Март: Коллективное творчество родителей и детей: «Праздник 8 марта».
Апрель: Семинар-практикум «Нетрадиционные техники рисования деятельности детей 4-5
лет в условиях домашнего воспитания».
Май: Конкурс «Папа, мама и я - творческая семья»: «Рисуем лето».
Июнь, июль, август: Вернисажи совместного творчества детей и их родителей и
педагогов.
1.4. Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей
программы
Планируемые результаты работы с детьми 4-5 лет
В результате обучения по данной программе дети:
освоят правила безопасности во время работы;
9
освоят техники рисования нетрадиционными способами, разными способами
лепки;
научатся различным приемам работы с бросовыми и природными материалами;
научатся следовать устным инструкциям, создавать художественные изделия;
смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую
моторику рук и глазомер
10
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Кадровое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы:
опытный педагог дошкольной организации, имеет диплом о профессиональной
подготовке в сфере «дополнительного образования в области художественного
образования»
Информационное обеспечение дополнительной общеразвивающей программы:
видеозаписи хореографических номеров, флешкарты с записью музыкальных
произведений,
иллюстрации с изображением танцев различных эпох и стилей,
фотографии с изображением танцевальных коллективов.
Материально-техническое обеспечение дополнительной общеразвивающей
программы:
для выполнения поставленных задач в логопедическом кабинете для занятий с детьми
имеется следующее оборудование: аппаратура для озвучивания занятий: портативная
колонка, ноутбук, мультимедийная установка, учебно-наглядные пособия: плакаты,
игрушки, муляжи.
Материалы:
Цветные карандаши, простые карандаши, ластики;
Фломастеры, маркеры, гелиевые ручки;
Акварельные, гуашевые;
Тушь цветная (для экспериментирования и тонирования бумаги);
Пастельные мелки;
бумажные салфетки для просушивания ворса;
Кисточки (разных номеров);
Клеенки;
Банки или стаканчики для воды;
Листы белой и тонированной бумаги в формате А 4, А5, альбомы для детского
художественного творчества, рулоны обоев на бумажной основе;
Мягкая бумага (салфетки, газеты, туалетная бумага);
Белый и цветной картон, наборы цветной и бархатной бумаги;
Клей ПВА, клеящие карандаши, клеевые кисточки;
Фольга разного цвета на бумажной основе и двусторонняя; рулоны фольги;
Иллюстрации из старых журналов, цветных газет, буклеты; старые календари;
Различные по фактуре материалы: трикотаж, кожа, х\б, флис, мех;
Пробки, губки, колпачки фломастеров или авторучек;
Вата, ватные диски, ватные палочки;
Старые зубные щетки, щетки;
Пластилин;
Стеки;
Пластиковые вилки;
Ножницы;
Пуговицы разных размеров.
2.2 Формы педагогической диагностики
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (педагогическая диагностика)
проводится 2 раза в год (первичный – в сентябре и итоговый – в августе. Диагностика
проводится по методике Т.С. Комаровой.
Цель: выявить уровень индивидуального развития ребенка в освоении ОО
«Изобразительная деятельность» для построения дальнейшей работы
Параметры раздела:
1. Изобразительно-выразительные умения
Правильно располагает изображение на листе бумаги, выделяет планы (по всему листу,
11
два плана), выделяет главное цветом, размером, расположением на листе; создает
отчетливо основные формы, составляет изображение из нескольких частей, передает в
работах позы, движение, жесты персонажей, некоторые детали, соотносит предметы по
величине.
В сюжетном изображении передает пространственные отношения, при рисовании по
мотивам сказок передает признаки сказочности цветовым решением, атрибутами;
В декоративном изображении нарядно украшает предметную и геометрическую основу с
помощью ритма пятен, геометрических элементов узора; в лепке - посредством налепов,
узора стекой; соотносит цвет и элементы декора с фоном, создает несложную композицию
из изготовленных предметов.
Умения подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету; использовать
разнообразные цвета; применять цвет как средство выразительности, характера образа.
Составлять новый цветовой тон на палитре, накладывать одну краску на другую.
2. Технические умения
В рисовании: умения отбирать при напоминании педагога изобразительные
материалы и инструменты, способы изображения в соответствии с создаваемым образом.
Использование правильных формообразующих движений для создания изображения.
Умения уверенно проводить линии, полосы, кольца, дуги; правильно удерживать
инструменты; сохранение правильной позы при рисовании. Штриховать; работать
щетинной кистью, сочетать некоторые материалы (гуашь и восковые мелки). Аккуратно
пользоваться материалами.
В лепке: умения лепить из различных материалов: глины, пластилина, снега, песка.
Знакомство с конструктивным и комбинированным способом создания изображения.
Освоение некоторых приемов лепки: оттягивание из целого куска, прощипывание и т.п.
3.Творчество: проявляет автономность, элементы творчества, «экспериментирует» с
изобразительными материалами; высказывает предпочтения по отношению к тематике
изображения, материалам
Критерии: С - сформирован, Ч - частично, Н - находится в стадии формирования
2.3. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы
Организация образовательной среды в рамках реализации дополнительной
общеразвивающей программы должна быть увлекательной, содержащей проблемноигровые ситуации.
Программа способствует развитию любознательности, познавательной активности,
развитие творческих способностей, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее
полного раскрытия индивидуальных возрастных способностей. Деятельность начинается в
игровой форме, в процессе длительной мыслительной деятельности используются
упражнения на релаксацию, подвижные физминутки.
Обучение по дополнительной образовательной программе проводится с сентября
по май, два раза в неделю, во второй половине дня согласно требованиям МБДОУ № 82
«Чиполлино». Согласно требованиям СанПин образовательная деятельность с детьми 4-5
лет - 20 минут. В середине непрерывной образовательной деятельности организуются
физкультурные минутки, динамические паузы.
Методические материалы
Название раздела
РИСОВАНИЕ
Дидактико-методический
материал
Учебно-наглядные
пособия: плакаты,
игрушки, муляжи.
Плакаты:
«Фрукты», «Овощи»,
«Азбука цвета», «Цвета»
12
Формы, методы, приемы обучения
Основные приемы обучения
рисованию: Словесный прием –
вопросы, объяснения, указания.
Ознакомление с предметом, его формой,
обведение по контуру пальцем.
Частичный или полный показ.
Репродукции картин
Альбом пейзажной
живописи «Четыре
времени года»
Альбомы репродукций.
«Четыре времени года.»
Альбом «Знакомство с
жанровой живописью».
Изделия декоративноприкладного искусства.
Технологические карты:
«Шаг за шагом», «Море»,
«Зоопарк», «Игрушки»,
«Природа», «Космос».
Альбомы с
декоративными
росписями.
Дид. игры:
«Волшебные цвета»,
«Веселые краски»,
«Гусенички»,
«Клубочки», «Матрёшкин
сарафан», «Расписные
лошадки» и др.
Материалы: цветные
карандаши, простые
карандаши, ластики,
фломастеры , гелиевые
ручки, гуашь, акварель,
тушь цветная (для
экспериментирования и
тонирования бумаги),
пастельные мелки,
бумажные салфетки для
просушивания ворса,
кисточки (разных
размеров), клеенки, банки
для воды, листы белой и
тонированной бумаги в
формате А4, А5, альбомы
для детского
художественного
творчества.
Давыдова Г.Н.
Нетрадиционные техники
рисования в детском саду.
Часть 1 и 2 – М.:
«Издательство Скрипторий
2003», 2008
13
Методы:
Практический: смешивания красок для
получения нужных цветов, закрашивание
в одном направлении, используя разные
материалы.
Наглядные: рассматривание,
наблюдение, образец воспитателя, показ
воспитателя.
Словесные: беседа, рассказ,
использование образцов педагога,
художественное слово.
Пастухова Г.В.
Нетрадиционные техники
рисования в детском
саду. (1 и2 части).
Издательство «Центр
Проблем Детства», 1996
ЛЕПКА
Учебно-наглядные
пособия: плакаты,
игрушки, муляжи.
Плакаты:
«Фрукты», «Овощи»,
«Азбука цвета», «Цвета»
Основные приемы обучения лепке:
Словесный прием – вопросы,
объяснения, указания. Ознакомление с
предметом, его формой, обведение по
контуру пальцем. Частичный или полный
показ.
Изделия декоративноприкладного искусства.
Методы:
Наглядные: рассматривание,
наблюдение, образец воспитателя, показ
воспитателя.
Словесные: беседа, рассказ,
использование образцов педагога,
художественное слово.
Технологические карты:
«Шаг за шагом», «Море»,
«Зоопарк», «Игрушки»,
«Природа», «Космос».
Практические: закругление и
заострение (морковь, самолёт),
вдавливание (корзина, чашечка, блюдце),
загибание краёв, соединение частей,
деление пластилина на части и
соединение их прикладыванием,
прижиманием, примазыванием.
Дид. игры:
«Загадки и отгадки»,
«Формы», «Пляшущие
человечки»,
«Пластические этюды»,
«Змейка»,
«Несуществующее
животное» и т.д.
Материалы: пластилин,
стеки, клеенки, вилки,
природный и бросовый
материал.
Шкидская И.О.
Аппликации из
пластилина. – Ростов н/Д :
Феникс,
2008 – 87
14
3. Список литературы
1. Гербова В. В. Козакова и др. Воспитание и развитие детей раннего возраста. М.
«Просвещение». 1982г.
2. Давыдова Г. Н. Пластилинография --- 2.М.2006г.
3. Доронова Т. Н. Якобсон С. Г. Обучение детей 2 --- 4 лет рисованию, лепке, аппликации
в игре. М «Просвещение». 1992г.
4. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста:
Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 –
128с.
5.Кискальд И. Солёное тесто. «АСТ --- пресс книга». 2003г.
6.Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской
А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с
7.Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией М. А.
Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: диагностический журнал. Первая младшая
группа. - Волгоград: Учитель, 2012 - 43с.
8.Козакова. Изобразительная деятельность младших дошкольников. М. «Просвещение».
1980г.
9.Лыкова И. А. Сюжетная лепка. ИД «Карапуз». 2005г.
10.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7
лет; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.-144с.
11.Лыкова И.А. Мы лепили, мы играли; книга для занятий с детьми; - М.: «КАРАПУЗДИДАКТИКА», 2005
12.Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и
скульптуры из природного материала; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009
13.Лыкова И.А. Лепим игрушки; Мастерилка; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009
14.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО,
2007. - 96с.
15.Романовская А. Л. Поделки из соленого теста. М. АСТ 2006г.
16.Саккулина Н. П. Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и
конструирования. М. «Просвещение». 1979г.
17.Саккулина Н. П. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.
«Просвещение». 1982г.
18.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7
лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с. 11.
15
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Содержание мониторинга степени освоения детьми основ изобразительного искусства
Целевые ориентиры
Фамилия, имя ребёнка
Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного
произведения по тематике близкой опыту, различает некоторые предметы народных
промыслов по материалам, содержанию, последовательно рассматривает предметы;
выделяет общие и типичные признаки, некоторые средства выразительности, в
соответствии с темой создает изображение, правильно использует материалы и
инструменты, владеет техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые
способы созданию изображения в разных видах деятельности, проявляет автономность,
элементы творчества, «экспериментирует» с изобразительными материалами; высказывает
предпочтения по отношению к тематике изображения, материалам.
Изобразительные
умения
Технические
умения
В
В
В
В
сюжетном декоративном рисовании аппликации
рисовании
С
Ч
Н
С
Ч
Н
16
Творчество
С
Ч
Н
Приложение 2
Анкета для родителей
Уважаемый родитель!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты, ваше мнение очень значимо для
результативной работы студии и педагогического коллектива. Данные проведённого
анкетирования обязательно будут учитываться в процессе разработки образовательных
программ и программы развития учреждения.
ФИО_______________________________________________________________________
Информация о ребенке:
1.Возраст вашего ребенка___________________________________
2.Сколько занимается в изобразительной студии______________
3. Занимался ли раньше Ваш ребенок рисованием? Если да, то где и
сколько?________________________________________________________________
4. Какие цели Вы видите в занятиях рисованием:
а) Провести свободное время с пользой
б) Научиться общаться со сверстниками, младшими, старшими по возрасту
в) Преодолеть застенчивость
г) Развить индивидуальность, неповторимость
д) Развить проявившиеся таланты
е) Побеждать в конкурсах
ё) Научиться красиво рисовать и лепить
ж) Научиться работать в группе, коллективе
з) Общаться с интересным человеком – педагогом
и) Развивать мелкую моторику
Свой вариант____________________________________________________________
5. Нравится ли Вашему ребенку посещать занятия
По рисованию?____________________________________________________________
6. Что нравится Вашему ребенку в
занятиях?_______________________________________________________________
7. Показывает или рассказывает Вам ребенок, чем он занимался на
занятии?________________________________________________________________
8. Чего Вы ждете от посещения Вашим ребенком занятий рисованием?
а) Развитие умений и навыков в данном виде творчества
б) Выбор будущей профессии
в) Общение со сверстниками
г) Развитие способностей ребенка
д) Развитие памяти и мышления
Свой вариант____________________________________________________________
9. Назовите причины, определившие выбор учреждения дополнительного образования
для Вашего ребенка?
а) Посоветовали знакомые
б) Искали определенный вид деятельности
в) Учитывали пожелание ребенка
Свой вариант____________________________________________________________
10 Важно ли для Вас участие Вашего ребенка в мероприятиях, фестивалях, конкурсах?
а) Да, участие в конкурсах и выставках
б) Нет, конкурсы не главное
Свой вариант____________________________________________________________
Спасибо!
17
Приложение 3
Перспективно - тематическое планирование занятий по изобразительному
творчеству для детей 4-5 лет
сентябрь
№ п\п
Тема занятия
дата
1 06.09 «Подсолнух»
Материал и
оборудование
Задачи
½ альбомного листа с
нарисованным контуром
подсолнуха. Иллюстрации
и образец подсолнухами.
Гуашь желтая, зеленая,
черная. Ватные шарики и
все принадлежности для
рисования.
Учить рисовать растения
методом тычка. Расширять
знания о подсолнухах.
Формирование умения
работать аккуратно,
правильно пользоваться
жёсткой кисточкой.
2
08.09 «Ёжик»
Игрушка-ёжик, -1\2 листа
белой бумаги с контурным
рисунком ежа; гуашь
коричневого цвета;
фломастер на каждого
ребёнка; кисточки для
рисования; образец: на
одном только контур ежа,
картинка ёж.
Учить рисовать животных
методом тычка.
Формировать умение
создавать выразительный
образ. Продолжать
развивать изобразительные
умения и навыки.
Систематизировать и
углублять представления
детей о сезонных
изменениях в природе, среде
обитания животных и их
повадках. Воспитывать
усидчивость, трудолюбие,
аккуратность, творческую
самореализацию, любовь к
природе.
3
13.09 «Светофор»
Альбомный лист, гуашь,
салфетки, кисти, стаканчик
с водой; макет светофора,
картинки с изображением
светофора, два сигнала
светофора, макет для
прикрепления сигналов.
Учить рисовать светофор,
передавать в рисунке
строение, форму и взаимное
расположение частей
объекта; развивать
наблюдательность,
зрительную память; умение
отвечать на вопросы
полными предложениями,
воспитывать в
дошкольниках
дисциплинированных
пешеходов.
4
15.09 «Цыпленок»
Краски, кисточки, бумага,
непроливайки с водой на
каждого ребенка, клеенки
на каждый стол.
Демонстрационный
материал: картинки
цыплят, игрушки (курица с
цыплятами), Дракоша
(Кукла-марионетка).
Продолжать знакомить
детей с изобразительным
искусством. Учить рисовать
отдельные элементы (круги,
точки, линии). Обратить
внимание детей на
использование цветовой
гаммы. Развивать чувства
ритма. Вырабатывать навык
18
правильного владения
кистью, правильно набирать
краску на кисть, промывать
её просушивать салфеткой.
5
20.09 «Подосиновики»
Ёжик на магните,
искусственный лес,
пластилин, отвердевающий
при термообработке,
магнитики, стеки, доска
для лепки, акварельные
краски, кисти, стаканчики
для воды, салфетки
бумажные.
Обогатить знания детей о
грибах (грибы бывают
съедобные и несъедобные);
учить выделять сходства и
отличия грибов.
Развивать глазомер, мелкую
моторику рук, образное
логическое мышление,
пространственное
воображение, память,
внимание.
Воспитывать интерес к
грибам, уважение к своей
работе, аккуратность.
6
22.09 «Зонтик»
Рисунки и предметы зонтов
разных расцветок,
карандаши, бумага,
игрушка заяц.
7
27.09 «Осенние цветы»
Пластилин, обёртка от
конфет, природный
материал, осенние цветы,
тесьма.
Закрепить умения детей
рисовать округлые формы,
продолжать учить детей
закрашивать карандашом
рисунок, не выходя за
контур, располагать предмет
на весь лист, обогащать
словарь (купол).
Развивать чувство формы и
цвета, развивать у детей
познавательный интерес.
Воспитывать эстетическое
восприятие и зрительнодвигательную координацию.
Развивать мелкую моторику
рук, чувство формы и
пропорций. Создавать
композицию из природного
материала сухих цветов.
Воспитывать интерес к
отражению своих
впечатлений в творчестве.
8
29.09 «Яблоко»
Краски гуашевые, кисти,
салфетки, листы бумаги
белого цвета). Яблоко,
нож, половинка яблока с
натуры.
19
Учить детей рисовать
гуашевыми красками
многоцветное яблоко.
Показать возможность
изображения половинки
яблока.
Развивать эстетическое
восприятие, способность
передавать характерные
особенности
художественного образа.
Воспитывать
художественный вкус.
октябрь
1
04.10
«Мой
веселый, Картон с наклеенной картинкой
«ребёнок»; доски для лепки;
звонкий мяч»
Лепить мелкие части
изделия и составлять из
них единое целое
(составлять мячи из
отдельных фрагментов —
шариков или жгутиков).
Развивать речь, уметь
пересказывать
литературный текст и свои
впечатления об
услышанном
произведении.
Воспитывать умение
доводить начатое дело до
конца, вызывать
эмоциональный отклик на
свою работу и работу
других детей.
«Дорожки
цыплят»
Продолжать учить детей
рисовать предмет,
состоящий из двух кругов,
простым карандашом,
доводить предмет до
нужного образа с помощью
кисточки;
развивать воображение,
художественный вкус;
воспитывать
самостоятельность.
стеки; набор пластилина
(желательно 10-12 цветов),
чтобы у детей был более
свободный выбор цвета;
салфетки для рук; мячи
массажный, футбольный,
баскетбольный
2
06.10
для Половинки альбомных листов,
простые карандаши, гуашь,
жесткие и мягкие кисточки,
баночки с водой, салфетки.
3
11.10
«Божья коровка»
Магнитная доска, иллюстрации,
слайды по стихотворению В.
Шипуновой «Зелёная тропинка»,
технологическая карта по
рисованию божьей коровки;
тонированная бумага, гуашь
красная, чёрная и белая,
стаканчики с водой, салфетки
бумажные, подставки под
кисточки, кисточки и ватные
палочки.
Расширять и уточнять
знания детей о насекомых;
закреплять умение
передавать овальную
форму; учить использовать
нетрадиционный способ
рисования ватными
палочками.
Развивать аккуратность в
рисовании красками,
цветовое восприятие,
чувство композиции;
развивать мелкую
моторику, упражнять в
закрашивании; развивать
интерес к рисованию.
Воспитывать интерес и
бережное отношение ко
всему живому.
4
13.10
«Дождик, дождик»
Работы детей предыдущего
занятия, альбомные листы на
каждого ребенка, видео ролик
"Вальс Дождя", синяя, голубая,
белая гуашь, кисточки,
салфетки, баночки с водой,
Учить детей изображать
дождик, используя прием
«примакивание», развивать
умение ритмично наносить
мазки на всю поверхность
листа, воспитывать умение
20
зонтик, ноутбук.
слушать и слышать
речевую инструкцию
воспитателя.
5
18.10
«Ягоды и яблочки»
Фрукты и ягоды для
рассматривания. Пластилин,
доски для лепки, стеки.
Закреплять умение детей
лепить предметы круглой
формы разной величины;
формировать умение
передавать в лепке
впечатления от
окружающего;
воспитывать
положительное отношение
к результатам своей
деятельности,
доброжелательное
отношение к созданным
сверстниками работам.
6
20.10
«Листопад»
Иллюстрации с осенним
пейзажем, костюм осени,
корзинка с листьями, кисточки,
краски красного и желтого
цвета, листы с аппликацией или
рисунком дерева, изображение
солнышка, лист дерева,
вырезанный из белой бумаги –
на каждого ребенка.
Продолжать знакомить
детей с кистью, красками,
учить правильно держать
кисть и аккуратно
пользоваться краской.
Закрепить умение наносить
мазки на лист, используя
всю поверхность листа.
Обратить внимание детей
на красоту окружающего
мира, закрепить правила
поведения в природе - в
лесу; развивать мелкую
моторику пальцев рук,
память, воображение,
логическое мышление;
Воспитывать
эмоциональноположительное отношение
к рисованию, умение
работать сообща. Бережно
и внимательно относится к
объектам природы.
7
25.10
«Репка на грядке»
Игрушка «Репка», кусочки
пластилина серого, белого
цветов для лепки мышки, семена
арбуза для ушей, бусинки для
глаз, шерстяные нитки для
хвостиков, стеки, дощечки,
салфетки, загадка.
формировать умение
раскатывать пластилин
круговыми и прямыми
движениями; показать
способы создания
выразительного образа
(вытягивание, заострение
мордочки мышки,
использование
дополнительных
материалов (ушки-семена
арбуза, глаза - бусинки,
хвостик – шерстяная
ниточка); воспитывать
чувство взаимопомощи,
способность сострадать,
21
сочувствовать героям
сказки, воспитывать
самостоятельность,
аккуратность; закреплять
навыки владения стекой.
8
27.10
«Улитка»
Доска для лепки, пластилин,
иллюстрация по теме "Улитка".
ноябрь
1 01.11
«Автобус»
Иллюстрации с
изображением
автобуса или
игрушечный автобус,
образец работы,
обводки
(прямоугольник, круг,
квадрат) на каждого
ребенка, половина
альбомного листа,
мелки (карандаши).
2
03.11
«Град»
Предметные картинки
(ягоды), ветка
винограда, половинки
листов картона,
восковой пластилин,
дощечки для работы с
пластилином,
салфетки, игрушка
(лиса), корзинка.
3
08.11
"Огурцы и помидоры"
Кисти №3, шаблоны
банок, банки с водой,
гуашь зелёная и
красная, клеёнки,
салфетки.
4
10.11
«Неваляшка»
Кукла-неваляшка,
22
Учить детей лепить улитку
конструктивным способом
из разных по форме и
размеру деталей; развиваем
умение делить пластилин
на части; воспитываем
умение добиваться при
лепке наибольшего
сходства с образцом.
Закреплять представления
о транспорте и правилах
дорожного движения.
Закреплять умения
изображать предмет, учить
рисовать предмет крупно,
закрепить прием
закрашивания в одном
направлении, соблюдая
правила штриховки,
дополнять деталями.
Поощрять детей к
самостоятельному
обогащению изображения,
развивать воображение.
Учить детей лепить
предметы округлой формы.
Развивать внимание,
память, речь, побуждать к
активному общению.
Воспитывать
доброжелательность друг к
другу во время выполнения
задания.
Закрепить умение
располагать предметы по
всей плоскости листа,
чередуя их по форме и
цвету. Закрепить умение
закрашивать рисунок
кистью в одном
направлении, не выходя за
контур, тщательно промыв
кисточку другого цвета.
Продолжать воспитывать у
детей такие качества, как
аккуратность, трудолюбие,
доброжелательность,
отношение к работам
товарищей.
Закреплять приемы лепки:
цельные бруски
пластилина, стеки,
дощечки, салфетки,
фонограмма голоса
«Куклы-неваляшки»,
презентация «Куклыневаляшки», видео
песни "Куклыневаляшки".
Технологическая карта
по лепке куклыневаляшки.
5
15.11
«Елочка, елочка-зеленая
иголочка»
Альбомного листа,
гуашь зеленого и
голубого
цветов, кисти, губки
для рисования фона,
стаканчики с водой,
салфетки;
искусственная ёлка;
тематические
картинки: «ель»,
«сосна», «хвойный
лес».
6
17.11
«Сороконожка»
Пластилин
коричневого или
желтого цвета, доски
для лепки, стеки,
иллюстрации
насекомых,
иллюстрации
сороконожки, плакат
по теме: насекомые,
бусинки, зубочистки,
шерстяные нитки.
23
отделять части из целого
куска и соблюдать их
размер при лепке,
развивать мелкую
моторику пальцев рук,
логическое мышление,
активизировать речь детей
посредством
использования
стихотворных форм;
воспитывать умение
работать в коллективе,
вызывая положительный
эмоциональный отклик на
общий результат.
Обогащать знания детей о
хвойных деревьях (сосна,
ель).
Учить рисовать фон.
Формировать умение
передавать в рисунке
несложный сюжет, выделяя
главное; рисовать елочку с
удлиненными книзу
ветками, умение рисовать
красками и кисточкой.
Развивать образное
восприятие, образные
представления; желание
создавать красивый
рисунок, воспитывать
эстетическое восприятие,
воспитывать бережное
отношение к природе.
Развивать мелкую
моторику. Формировать
умение отщипывать или
отрезать стекой нужное
количество пластилина от
бруска. Закреплять умение
раскатывать пластилин,
чтобы пластилин в форме
столбика не рвался на
части.
Продолжать развивать
интерес к лепке, навыки
аккуратного обращения с
материалом. Ввести в
пассивный словарь детей
существительное с
обобщающим
значением «насекомые
«Обогащать активный
словарный запас. Учить
детей рассказывать о
некоторых насекомых.
Развивать навыки фразовой
речи.
7
22.11
«За синими морями, за
высокими горами»
8
24.11
«Флажки такие разные»
9
29.11
«Золотая рыбка»
Бумага для рисования,
краски (акварель,
гуашь), цветные
карандаши, мелки,
кисти, неразливайки,
клеенки.
Предметы для
нетрадиционных
способов рисования:
зубные щетки,
штампы, поролон,
пузырчатая пленка.
Аудиозаписи фоновой
музыки с шумом
морского прибоя.
Емкости с водой,
бумажные кораблики.
Книга «Я рисую море»
В. Орлова.
Готовый образец
работы, набор
пластилина, стека,
картон разных цветов,
доска для лепки,
бумажные салфетки.
Продолжать учить детей
понимать образность
поэзии о море. Вызывать
эмоциональный отклик на
услышанные
стихотворения о море.
Учить детей, продумывать
и осуществлять замысел
рисунка.
Продолжать учить детей
рисовать море, используя
для этого различные
способы изображения.
Расширять знания о флаге,
как государственном
символе,
передавать его
изображение, соблюдая
порядок цветов;
закреплять приемы работы
в данной технике
(ощипывание,
раскатывание,
примазывание,
размазывание).
Развивать художественные
навыки, глазомер,
внимание, мелкую
моторику пальцев рук;
воспитывать уважение к
флагу России, чувство
патриотизма.
Иллюстрации к
Формировать умение
сказкам А.С. Пушкина, передавать в рисунке образ
игрушка рыбка,
сказочной рыбки
зеркальце; листы
изображать героя,
бумаги для рисования, используя навыки
простой карандаш,
рисования восковыми
краски, кисти,
мелками, кистью;
стаканчики с водой,
воспитывать эстетическое
салфетки.
восприятие, поощрять
творческую инициативу;
закреплять знания детей о
произведениях А.С.
Пушкина; развивать
связную речь, обогащать
словарь детей; упражнять в
ловкость, быстроте
реакции на сигнал
декабрь
24
1
01.12
«Новогодние игрушки»
2
06.12
«Домик с забором»
3
08.12
4
13.12
Цветные картонные
заготовки, набор
пластилина, салфетка для
рук, доска для
раскатывания
пластилина, белая гуашь,
кисти, украшения для
шаров.
Кубик (красный кубик из
строительного набора, на
одну грань которого
наклеены глазки рот),
коробка со строительным
материалом, конверт,
бумажные плоскостные
модели разной формы,
игрушки.
Расширить знания детей о
новогоднем празднике;
развивать внимание,
творчество; воспитывать
творчество.
Упражнять детей в
замыкании пространства
способом обстраивания
плоскостных фигур; в
различении и назывании
четырех основных цветов
(красный, синий, желтый,
зеленый) и
геометрических фигур
(квадрат, треугольник,
круг, прямоугольник);
закреплять представления
об основных
строительных деталях и
деталях конструктора
(куб, кирпич, брусок);
учить понимать
взрослого, думать,
находить собственные
решения. Воспитывать
самостоятельность,
вежливость, умение
доводить начатое дело до
конца. Устанавливать
зависимость конструкции
от назначения.
Заготовки
ёлочек
из Продолжать
знакомить
«Праздничная елочка»
картона,
пластилин детей с нетрадиционной
зеленого цвета, дощечки техникой
лепки
–
для
лепки,
бусины, пластилинографией;
методические картины, - развивать умение детей
иллюстрации
и работать
в
технике
фотографии новогодней пластилинографии
–
ёлки.
ощипывание, скатывание
шариков
пальцами,
размазывание
на
шаблоне, разглаживание
готовой поверхности;
развивать
мелкую
моторику и воображение,
добиваться реализации
выразительного, яркого
образа, дополняя работу
дополнительным
материалом;
создавать благоприятный
эмоциональный фон в
группе,
поддерживать
новогоднее настроение у
детей.
Способствовать
«Веточка ели с новогодней Половина альбомного
25
игрушкой»
листа с эскизом ветки,
краски, кисточки,
баночки с водой,
салфетки на каждого
ребенка.
5
15.12
«Снеговик»
Фото снеговик, алгоритм
лепки снеговика,
медальоны виде
снежинок.
Белый пластилин на
каждого, цветной
пластилин, дощечки для
лепки, стеки, салфетки,
подносы, головной убор
для снеговика.
6
20.12
«Дед Мороз»
Бумага формата А4 (на
ней нарисован Дед
Мороз), клей, кисточки
для клея, подставки для
кисточек, кисточки для
гуаши, тряпочки, краски
для рисования.
7
22.12
«Пингвин»
"Айсберг" с
игрушечными
пингвинами, образец
вылепленного пингвина;
пластилин, доски, стеки,
салфетки, подносы,
"льдинки" из белого
картона.
8
27.12
«Вкусные картинки»
Альбомный лист;
конфеты-трафареты,
овальной и круглой
26
формированию умения
рисовать красками:
правильно промывать
кисть, убирать лишнюю
воду, набирать краску.
Содействовать
формированию умения
работать по образцу,
используя способ
примакивания.
Способствовать развитию
мелкой моторики рук;
Содействовать развитию
внимания, аккуратности,
усидчивости, творчества.
Совершенствовать
умения использовать в
работе усвоенные приемы
лепки: раскатывание,
скатывание. Закреплять
умение передавать
относительную величину
частей.
Развивать моторику рук,
самостоятельность при
выполнении работы,
чувства формы,
эстетическое
восприятие, творчество.
Воспитывать
эмоциональную
отзывчивость, желания
помочь персонажу,
усидчивость,
аккуратность в работе,
терпение.
Уточнить и расширить
знания детей о
дедушке Морозе;
расширять знания детей о
празднике- Новый год.
Развивать фантазию,
воображение, мышление;
Воспитывать любовь к
русским народным
традициям.
Учить передавать
характерное строение
птицы, соблюдая
относительную величину
частей;
закреплять знакомые
приёмы лепки;
воспитывать
аккуратность при
выполнении работы.
Продолжать учить детей
работать с
нетрадиционными
формы, вырезанные из
картона; краски
акварельные; карандаш
простой; влажные
салфетки; игрушечный
плюшевый зайчик.
9
29.12
«Белый медведь»
январь
1
10.01
«Варежка»
2
12.01
«Колобок на окошке»
3
17.01
«Снеговичок»
Картон цветной А3 с
силуэтом белого
медведя, пластилин
белого и черных цветов,
доски для лепки, стек,
салфетки. Иллюстрации
белого медведя.
техниками.
Развивать диалогическую
речь, активизировать
словарь.
Вызывать желание дарить
подарки и делать
приятное.
Продолжать знакомство с
нетрадиционной
техникой изображения –
пластилинография.
Формировать умение
детей передавать
образ мишки
посредством художествен
ной техники пластилинография.
Развивать умение и
навыки в работе
с пластилином –
ощипывание,
размазывание на основе,
разглаживание готовых
поверхностей.
Совершенствовать
умение подбирать цвет
пластилина.
Иллюстрации руссконародной сказки
«Рукавичка», образцы
готовых рукавичек,
несколько красивых
рукавичек, беспорядочно
разложенных на столе;
театральная ширма.
Шаблоны рукавичек,
цветные карандаши и
фломастеры, восковые
мелки.
Персонажи к сказке,
пластилин желтого цвета,
синего и красного,
дощечки, салфетки,
игрушки по сказке.
Формировать
умение самостоятельно
создавать орнамент – по
представлению или по
замыслу.
Развивать творческие
способности, желание
помогать другим.
Воспитывать
самостоятельность,
аккуратность в работе.
Магнитная доска,
композиция «Зима»,
иллюстрации на тему
«зимние забавы»,
игрушка снеговик,
мольберт, изображение
Закреплять навыки и умения
рисовать тонкой и толстой
кистью. – Развивать мелкую
моторику рук.
Развивать фантазию.
Вызвать у детей
27
Формировать навык
раскатывать ком пластилина
круговыми движениями
ладоней рук, закреплять
навык лепки предметов
круглой формы.
Способствовать развитию
эмоциональной отзывчивости
детей к процессу лепки, к
игровым персонажам.
снеговика, тонированная
бумага, гуашевые краски,
кисточки, тряпочки,
ватные палочки,
стаканчики –
непроливайки,
магнитофон, музыкальная
композиция.
Картины с изображением
зимы, игрушка снеговик,
конверт с загадками,
пластилин, дощечки для
лепки, медальоны виде
снежинок.
4
19.01
«Зимушка - зима»
5
24.01
«Зайка»
Тонированная бумага,
краски, кисти на каждого
ребенка, салфетки,
стаканы с водой.
6
26.01
«Лебедь»
Пластилин, дощечки для
лепки, картина с
изображением лебедя.
7
31.01
«Деревья в снегу»
Иллюстрации с
изображением зимних
пейзажей, коробкапосылка, мягкая игрушка
- зайчик.
Клеенки; альбомный
листы голубого цвета;
гуашь (коричневого и
белого цвета); кисти;
ватные палочки; тампон
из салфетки для
отпечатков на каждого
ребёнка, стаканчики с
водой; салфетки.
28
положительный
эмоциональный отклик.
Воспитывать у детей
уважение к труду, привлекать
к подготовке и уборке
рабочего места до и после
занятий.
Совершенствовать умение
детей лепить предметы,
состоящие из шаров разной
величины.
Развивать мышление,
связанную речь, творческое
воображение.
Воспитывать умение
внимательно слушать, не
перебивать других.
Учить детей рисовать зайчика,
передавая части тела, их
форму, соотношение по
величине, характерный цвет.
Учить рисовать крупно в
центре листа, используя
краски. По желанию
прорисовывать мордочку.
Продолжать учить рисовать
округлые формы с лева
направо, не отрывая руки от
бумаги слитной линией.
Закрашивать, не выходя за
контур с помощью ватного
тампона тычком. Учить
рисовать прямыми линиями
сверху вниз.
Воспитывать интерес к
рисованию, аккуратность в
работе.
Развивать слуховое внимание
и память.
Закреплять знания о
перелётных птицах.
Закреплять название цветов.
Воспитывать бережное
отношения к птицам.
Расширять знания детей о
признаках зимы, сезонных
изменениях в природе,
связанные с зимним
периодом.
Закреплять навыки рисования
деревьев.
Воспитывать у детей желание
передавать красоту зимней
природы в рисунке
1
февраль
02.02
2
07.02
«Баранки-калачи»
Картинки,
иллюстрации, колоски
пшеницы, соленое
тесто в пакетиках, вода
в баночках, кисточки,
стеки, дощечки.
Продолжать формировать
умение раскатывать столбик
(цилиндр) и замыкать в
кольцо. Показать варианты
оформления лепных
изделий.
Воспитывать интерес к
лепке соленым тестом.
Продолжать учить
выполнять коллективные
работы.
«Угощайся, Мишка»
Картинки с
изображением ягод
малины, сюжетные
картинки из сказки
«Айболит», письмо в
виде телеграммы.
Продолжать развивать
мелкую моторику рук.
Развивать интерес к
рисованию.
Познакомить с техникой
рисования пальчиками.
Продолжать формировать
навыки самостоятельности.
Воспитывать уважительное
отношение друг к другу.
Побуждать к желанию
помочь ближнему.
Краски, кисти на
каждого ребенка,
салфетки, стаканы с
водой.
3
09.02
«Снег идет»
Круги или квадраты из
картона голубого,
синего, фиолетового и
серого цветов
диаметром 12-15см по
количеству детей,
доска для лепки,
белый пластилин,
стека, музыкальное
сопровождение.
Продолжать учить детей
делить пластилин на части,
скатывать колбаски и
конструировать из них
задуманный предмет в виде
барельефа (изображение
выступает над плоскостью
фона).
Развивать познавательный
интерес детей, мелкую
моторику пальцев, глазомер
и воображение.
4
14.02
«Сосульки - воображульки»
Тонированная бумага,
краски,
кисти
на
каждого
ребенка,
салфетки, стаканы с
водой.
5
16.02
«Божья коровка»
Пластилин черного и
белого цвета, стека,
доска для лепки,
скорлупа грецкого
ореха, кисточка для
рисования, гуашь
красного цвета, картон
Учить ритмично, наносить
мазки, располагая их на
листе бумаги в соответствии
с направлением сосулек.
Развивать навыки работы
кистью и ватной палочкой
методом тычка.
Воспитывать эмоциональное
восприятие
природных
явлений, вызывая интерес к
рисованию капели.
Учить детей отщипывать
маленькие кусочки
пластилина от куска и
скатывать из них шарики
диаметром 5-7мм,
надавливать указательным
пальцем на пластилиновый
29
зеленого цвета.
шарик, прикрепляя его к
основе, располагать
пластилиновые шарики на
равном расстоянии друг от
друга, соблюдать
симметричность рисунка;
формировать интерес к
работе с пластилином,
развивать мелкую моторику
рук.
Уточнить представление о
внешнем виде снегиря
(особенности строения,
окраска). Вызвать интерес к
рисованию птиц на ветке.
Воспитывать
любознательность,
художественный вкус,
интерес к занятию
рисованием.
6
21.02
«Снегирь»
Бумага А4, гуашь,
кисточка для
рисования.
7
24.02
«Самолёт летит»
8
28.02
«Лисичка»
Игрушечный самолет, Познакомить детей с
пластилин,
дощечки элементарными сведениями
для
лепки,
стеки, о возникновении и развитии
салфетки.
авиации.
Ввести в активный словарь
детей слова: воздушный
шар, самолет, вертолет,
пилот, взлетная полоса,
аэродром, воздушный
транспорт.
Развивать внимание,
логическое мышление,
наблюдательность.
Упражнять детей в создании
образа предмета, используя
конструктивный способ
лепки, приемы прямого
раскатывания, сплющивания
и соединения частей.
Развивать мелкую моторику
кистей рук.
Картинки с
Формировать умения
изображением лисы,
рисовать гуашью используя
кошки, собаки,
тычок; наносить рисунок по
фланелеграф,
всей поверхности;
сундучок, шаблоны
передавать в рисунке
лисы, жесткие
особенности внешнего вида
кисточки №6, тонкие
лисы
беличьи кисточки №2,
Развивающие:. развивать
лист бумаги формат
воображение и восприятие
А4, гуашь, простой
окружающего мира,
карандаш, тряпочки,
познавательных
подставки для
способностей.
кисточек, стаканчики
Способствовать развитию
для воды.
любознательности.
Воспитательные:
30
воспитывать заботливое
отношение к живой природе.
1
март
02.03
2
3
«Шапка»
Картон А5 на котором
нарисована шапочка,
пластилин на каждого
ребенка, стеки, клеенки,
салфетки, доски для
лепки.
Уточнить функции и
назначение головных
уборов
Конкретизировать
знания о том, для чего
человеку нужны разные
головные уборы (в
холодную и тёплую
погоду, для работы,
отдыха и праздника).
Совершенствовать
умения в лепке шара,
учить пользоваться
стеком для деления
куска пластилина на
несколько частей, а
также для нанесения
украшения.
Развивать мелкую
моторику пальцев рук.
Воспитывать
усидчивость и
стремление доделать до
конца начатую работу.
07.03
«Букет для мамочки»
Краски, кисти по
количеству детей, листы
бумаги, салфетки,
баночки с водой.
иллюстрации на тему
«Цветы», мольберт,
композиции цветов,
акварельные краски,
кисть, баночка с водой,
салфетки, лист бумаги
(размер в 2 раза больше
чем у детей),
музыкальное
сопровождение
изобразительной
деятельности: П.
Чайковский «Вальс
цветов» из балета
«Щелкунчик».
Продолжать
формировать
изобразительные
умения (свободный
выбор цветовой гаммы,
композиционное
решение);
закреплять умение
изображать в рисунках
строение цветка
(стебель, листья,
лепестки) используя
разнообразные
формообразующие
движения кистью;
развивать эстетические
чувства, аккуратность,
воображение,
творчество;
воспитывать любовь к
маме,
самостоятельность.
09.03
«Гнездо для птички»
Плотная бумага с
изображением птицы и
гнезда, размер ½ А4.
Пластилин коричневого
и чёрного цветов.
Салфетка для рук.
Продолжать знакомить
с характерными
признаками весны,
жизнью птиц в весенний
период.
Развивать
31
Доска для лепки.
Фотографии с
изображением птиц.
Экологический уголок.
познавательный интерес
детей, внимание и
творчество.
Воспитывать
любознательность,
сочувствие,
аккуратность.
Учить рисовать цветы
на основе
представления о
внешнем виде растений
(стебель, листья,
цветок); закреплять
навыки работы
акварельными красками
по цветному фону,
умение рисовать одним
цветом по-другому по
мере высыхания;
воспитывать
устойчивый интерес к
изобразительной
деятельности.
Развивать чувство
формы и мелкую
моторику,
согласованность в
работе обеих рук;
формировать умение
раскатывать пластилин
круговыми и прямыми
движениями;
воспитывать чувство
взаимопомощи,
способность сострадать,
сочувствовать героям
сказки, воспитывать
самостоятельность,
аккуратность.
Учить детей рисовать
сказочную птицу
нетрадиционным
способом «оттиск» ладошкой, располагать
изображение по центру
листа бумаги.
Развивать творческие
способности: чувство
цвета, умение
придумывать
декоративный узор.
Воспитывать
самостоятельность,
уверенность и желание
заниматься
изодеятельностью.
Доставить детям
радость от выполненной
работы.
4
14.03
«Подснежники»
Игрушка медвежонок,
аудиозаписи:
звуки
весеннего леса, П.И.
Чаковский
«Апрель»,
картина «Весна в лесу»,
фотоизображение
подснежников,
тонированная
бумага
А4,
гуашь,
кисти,
непроливайки,
салфетки.
5
16.03
«Мышка и репка»
Игрушка «Репка»,
кусочки пластилина
серого, белого цветов
для лепки мышки,
семена арбуза для ушей,
бусинки для глаз,
шерстяные нитки для
хвостиков, стеки,
дощечки, салфетки,
загадка.
6
21.03
«Сказочная птица»
Бумага формата А-4,
акварельные краски для
тонирования бумаги,
гуашь, кисточки, ватные
палочки, влажные
салфетки.
32
7
23.03
«Подснежники»
Иллюстрация с
изображением
подснежника, стеки,
пластилин (зелёного и
белого цвета), картон по
количеству детей, доски
для лепки, салфетки.
8
28.03
«Дымковская барышня»
Картинки с
изображением
дымковских игрушек,
силуэт дымковской
барышни, краски, кисти,
непроливайки,
салфетки.
9
30.03
«Вербочка в вазе»
Плотный картон, набор
пластилина; салфетка
для рук; доска для
лепки; стека; ватные
палочки; иллюстрации с
изображением веточек
вербы.
1
апрель
04.04
2
06.04
Учить передавать в
работе характерные
особенности внешнего
вида подснежника
(стебель, листья, цветок,
располагать его на
плоскости),
посредством
пластилинографии.
Развивать мелкую
моторику и глазомер,
внимание и память,
творческие
способности.
Воспитывать в детях
интерес к лепке,
эстетический вкус,
аккуратность, желание
доводить начатое дело
до конца.
Продолжать учить
составлять узор из
знакомых элементов
(кругов, точек, прямых
и волнистых линий) на
юбке барышни,
используя образец или
придумывая свой.
Развивать умение
работы кистью.
Воспитывать
стремление добиваться
хорошего результата.
Закреплять умение
экономно и
рационально
расходовать материал.
Развитие фантазии,
воображения.
Воспитывать любовь к
природе.
«Ручеек и кораблик»
Краски, кисти, стаканы с
водой, альбомные листы.
Картинки с
изображением кораблей,
спокойная мелодия,
ноутбук,
презентация «Корабли».
Закреплять знания детей о
водном транспорте;
учить рисовать кораблик из
двух частей;
воспитывать аккуратность.
«Мостик»
Картинка - заготовка с
изображением девочки,
дома, реки, пластилин
основных цветов:
красного, оранжевого,
желтого, зеленого,
синего, дорожка из ткани
голубого цвета, мольберт.
Познакомить с новым
стихотворением «Мостик»,
закрепить в речи названия
предметов одежды; о
пространственных
отношениях (вверхувнизу); продолжать учить
счету до 5; побуждать к
33
3
11.04
«Космический коллаж»
4
13.04
«Почки и листочки»
5
18.04
«Я флажок держу в руке»
Образец готового
рисунка, ½ альбомного
листа, гуашевые краски
коричневого, красного,
желтого, зеленого, синего
цветов, кисточки 2-х
размеров, баночка с
водой, салфетки
бумажные и
матерчатые. Герой
мультфильма
«Спокойной ночи
малыши -Степашка».
6
20.04
«Вот какие у нас птички!»
Образец нарисованной
птички, картинка –
снегирь,
краски, кисточки, бумага
альбомного листа (на
Листы чёрной, тёмносиней или тёмно
фиолетовой бумаги
альбомного формата
Бумажные или
пластиковые стаканчики
– 4-5 штук
Жидкое средство для
мытья посуды
Соломинки для коктейля
– 4-5 штук
Маленькие листы белой
бумаги в ¼ альбомного
листа
Цветная бумага разных
цветов
Ножницы
Гуашь разных цветов
Кисти для рисования
Кисти для клея
Клей
Весенние веточки,
картон, пластилин, стека,
салфетка для рук, вата.
34
речевой активности;
закреплять навыки лепки
(скатывание и
расплющивание);
воспитывать отзывчивость,
желание помочь,
аккуратность, вежливость.
Обучить детей новому для
них способу рисования с
помощью мыльных
пузырей
Развивать навыки
силуэтного вырезания
Обучать детей методам
нетрадиционного
рисования (метод
отпечатывания)
Развивать навыки
симметричного вырезания
из листа бумаги,
сложенного пополам
Развивать у детей чувство
композиции: учить
гармонично размещать
детали на листе бумаги,
создавать красивую
композицию.
Развивать умение
овладения средствами
лепки, направленных на
создание объёмного образа
на плоскости (ветки,
почек); развития мелкой
моторики рук;
развития эстетического
восприятия, любови к
природе, желания
передавать её красоту в
своём творчестве.
Упражнять рисовать детей
на предметах
прямоугольной и
квадратной форме.
Уточнить представление о
цвете и геометрических
фигурах. Вызвать интерес
к изображению флажков
разной формы
(прямоугольных,
квадратных, полукруглых),
упражнять играть в них.
Развивать чувство формы и
цвета.
Учить детей рисовать
птичку, передавая форму
тела (овальная), частей,
красивое оперение.
Развивать образное
каждого ребенка).
7
25.04
«Весенние сады»
Белый лист, цветная
картинка – образец,
бабочка, 7 воздушных
шаров, соответствующих
цветам радуги,
половина картона,
пластилин, стеки,
салфетки влажные.
8
27.04
«Скворечник»
Скворечник (сделанный
из бумаги), альбомные
листы, краски гуашь
зеленая, желтая,
коричневая, кисти, банки
с водой, салфетки (на
каждого ребенка).
1
май
02.05
2
04.05
«Носит
одуванчик
сарафанчик»
восприятие, воображение.
Воспитывать гуманное
отношение к
окружающему.
Закрепить знания о
строении цветка.
Развивать умение
располагать изображение
на всей поверхности листа.
Воспитывать
эмоциональноэстетические чувства
детей.
Учить детей рисовать
предмет, состоящий из
прямоугольной формы,
круга, прямой крыши;
правильно передавать
относительную величину
частей предмета;
закреплять приемы
закрашивания.
Развивать чувство
композиции, творческое
мышление, воображение.
Воспитывать эстетический
вкус, эстетическое
восприятие.
желтый Гуашь зеленого и
желтого, белого цвета;
две кисти - кисть с
жесткой щетиной,
мягкая кисть с тонким
концом; палитра;
светло-зеленый лист
бумаги А-4; белый
лист бумаги;
матерчатая тряпочка;
бумажная салфетка;
баночка с водой;
подставка под
кисточку.
«Георгиевская лента»
Георгиевская лента,
картон, пластилин,
доска для лепки, стека
(на каждого ребенка),
иллюстрации и
фотографии с
изображением
атрибутики
35
Учить передавать образ
цветка, его строение и
форму используя метод
тычка жесткой кистью.
Расширять знания о первых
весенних цветах.
Совершенствовать умение
правильно держать
кисточку при рисовании.
Закрепить умение
самостоятельно рисовать
методом тычка цветы
(большие и маленькие
овалы и круги).
Прививать аккуратность
при рисовании.
Формировать
эмоциональноположительное отношение
к самому процессу
рисования.
Создать условия для
творчества детей в
изготовлении
поздравительной открытки,
посвященной Дню Победы
в ВОВ;
Закрепление приемов
скатывания, надавливания;
праздника.
3
11.05
«Кошка»
Игрушка кошка,
корзинка, в которой
лежит кошка,
шаблоны кошек на
каждого ребёнка,
кисть, баночки с
водой, салфетки,
гуашь разных цветов.
4
16.05
«Ути-ути»
У воспитателя
игрушечная утка.
Комки пластилина
разного размера,
большой лист на
который наклеено
голубое озеро. У
детей пластилин,
стеки, салфетки,
дощечки.
5
18.05
«Полосатые
зверушек»
полотенца
для Вариативные образцы
узоров на
прямоугольнике; полотенца с
красивыми узорами.
36
Формировать
представление о Великом
празднике Победы;
Отрабатывать приемы
лепки пальцами
(прищипывание,
примазывание).
Развивать общение и
взаимодействие ребенка с
воспитателем и
сверстниками;
Воспитывать чувство любви
к Родине, гордость за
ветеранов ВОВ.
Учить детей рисовать
кошку, передавая
простейшие соотношения
тела.
Развивать образное
восприятие, воображение,
творчество, побуждать к
образной оценки
изображения.
Воспитывать у детей
доброжелательное
отношение к домашним
животным.
Учить детей передавать в
лепке характерные
особенности утят: тело и
голову в форме овала,
широкий клюв и широкие
плоские лапки; подводить к
сюжетной лепке через
совместное составление
композиции из отдельных
работ; закреплять умение
делить пластилин на
неравные части,
использовать в лепке ранее
усвоенные способы работы
с пластилином.
Учить детей рисовать узоры
из прямых и волнистых
линий на длинном
прямоугольнике; - показать
зависимость
узора (декора) от формы и
размеров изделия
(«полотенца»); совершенствовать
технику рисования кистью;
- показать варианты
чередования линий по цвету
и конфигурации (прямые,
волнистые).
Развивать чувство цвета и
ритма.
Воспитывать интерес к
6
23.05
«Птенчики в гнездышке»
Салфетки, пластилин,
стеки (на каждого
ребенка), доска для
лепки, иллюстрации
«рыбки».
7
26.05
«Радуга-дуга»
Гуашь, кисточки,
баночки с водой,
салфетки, палитры,
листы бумаги, два
мольберта, модели цветная радуги и
недорисованная
радуга с тремя
цветами, схема
смешивания красок.
8
30.05
Заключительное
занятие
итоговое Листы белой бумаги,
простые карандаши,
восковые карандаши,
кисти, акварельные
краски, баночки с
водой, салфетки,
подставки под кисти,
картинки с
изображением
бабочек.
Всего за учебный год: 76 часов
37
декоративно – прикладному
искусству.
Учить лепить фигуру рыбы,
создавать образ рыбки в
пруду, передавая
характерные признаки,
используя прием
прищипывания,
примазывания, оттягивания.
Развивать мелкую моторику
рук.
Воспитывать умение
доводить начатое до конца.
Учить детей смешивать
краски основных цветов
(синего, красного и
жёлтого), для получения
других цветов (зелёного,
фиолетового, оранжевого,
голубого).
Развивать фантазию и
творческое воображение.
Воспитывать
самостоятельность,
уверенность,
инициативность.
Учить детей удачно
располагать изображение на
листе;
Развивать творческое
воображение, глазомер,
чувство композиции;
Воспитывать чувство
сопереживания, умение
радоваться общему
результату.
38