Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
При организации образовательного
процесса в МБДОУ учтены особые образовательные потребности отдельных категорий
детей, в том числе с ОВЗ.
В дошкольном учреждении имеется психолого-педагогическая
служба сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по
физической культуре, музыкальный руководитель), которая участвует совместно с
воспитателями в проектировании и организации образовательного процесса.
Деятельность специалистов организована в форме консилиума для выявления и
обследования детей, разработки индивидуального образовательного маршрута.
Для воспитанников старшего возраста
в дошкольном учреждении проводятся индивидуальные занятия с учителем-логопедом
по коррекции звукопроизношения.
Для воспитанников с ОВЗ используются специальные
адаптированные образовательные программы. Адаптированная программа
разрабатывается с учетом особенностей развития ребенка, основной целью является
коррекция нарушений развития.
Специалисты и
воспитатели, осуществляющие образовательный процесс на группах, где есть
воспитанники с ОВЗ, прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации
образовательного пространства воспитанников с ОВЗ. В рамках образовательного
процесса создана атмосфера эмоционального комфорта, сотрудничества и принятия
особенностей каждого ребенка.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МБДОУ оснащен логопедический
кабинет для проведения коррекционной работы.
Для обеспечения коррекционной работы
в Учреждении имеются учебно-методические пособия:
а) для коррекционной логопедической работы:
- по звукопроизношению (речевые
профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для
автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков,
речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);
- по фонетическому восприятию (наборы
картинок, тетради для развития фонетического слуха);
- по лексическому запасу
(дидактические игры, наборы картинок);
- по связной речи (наборы предметных, сюжетных
картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты
для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных
рассказов); методическая литература по разделам;
б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания,
мышления: (счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации,
набор картинок "Четвертый лишний", набор карточек на обобщающие темы,
наборы картинок для игр "Чей силуэт", "Что сначала, что
потом", "Путаница", "Нелепицы" и т.п.
в) картотеки: (артикуляционная гимнастика в картинках,
пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по
лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на
релаксации и др.;
г) пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки,
дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики
(матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте
(настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву,
трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и
синтеза:
д) для развития эмоционально-волевой сферы воспитанников:
дидактические игры, игровые пособия, игровые тренажеры, методическая
литература.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ № 82 "Чиполлино" для реализации педагогического процесса используются следующие объекты: музыкальный зал (совмещен с физкультурным), группы, кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, игровые групповые участки, спортивная площадка, т.е. задействовано все пространство дошкольного учреждения.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека
в детском саду располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ
можно условно разделен на части и включает в себя:
- Книги
для воспитателя (методическая (в т. ч. по организации коррекционной работы) и справочная
литература);
- Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;
- Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по
которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы,
произведения русских и зарубежных поэтов и писателей;
- Книги
совместного пользования.
Создана электронная библиотека для
педагогов ДОУ.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду созданы все
условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных
двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского
организма, развития физических качеств и способностей. В МБДОУ имеется физкультурный зал
(совмещен смузыкальным), в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД,
физкультурнные досуги, праздники и развлечения.
В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и
спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной
работы:физкультурное оборудование- гимнастическая стенка, гимнастическая доска,
гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для
прыжков;спортивный инвентарь- мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки
гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для
занятий, следовые и массажные дорожки и др.
Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни
и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции
оборудования и пособий отвечают анатомо - физиологическим особенностям детей,
их возрасту.
Имеется спортивная площадка с необходимым оборудованием:
футбольные ворота, лесенки, щиты для метания, бревно, лавки, яма для прыжков,
турники и пр. В каждой группе есть центры физического развития в которых для
организации двигательной деятельности имеются: мячи, кегли, обручи, мишени для
метания, скакалки, дорожки «здоровья», и др.; спортивное оборудование;
нетрадиционное оборудование; многофункциональное оборудование; оборудование для
оздоровительной работы (массажные дорожки, пуговичные коврики, мячи для
корригирующих упражнений) и пр.
Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь предназначен для всех воспитанников дошкольного учреждения, в том числе и для детей с ОВЗ и инвалидов.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В дошкольном учреждении создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с основными направлениями развития детей.
Групповые помещения оборудованы мебелью. В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной, познавательной и т.д. Они содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Организация и расположение предметов развивающей предметно-пространственной среды отвечает возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечают требованиям техники безопасности, санитарно - гигиеническим нормам, физиологии детей, что позволяет воспитанникам свободно перемещаться.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
-печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочии тетради, раздаточный материал и т.д.)
-электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)
-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, мгнитные доски).
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Доступ в дошкольное учреждение оборудован кнопкой вызова,тактильной табличкой вызова со шрифтом Брайля для инвалидов. Входная группа оборудована пандусом.
Специальные условия питания
В МБДОУ организовано питание в соответствии с действующими Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 года № 32"Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
Питание детей осуществляется в соответствии с меню приготовляемых блюд, утвержденным руководителем учреждения для каждой возрастной группы детей. С учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп при 12-часовом пребывании детей предусмотрен завтрак, второй завтрак, обед и уплотненный полдник. При составлении меню учитываются национальные и территориальные особенности питания населения и состояние здоровья детей, а также рекомендуемый ассортимент основных пищевых продуктов для использования в питании детей в дошкольных образовательных организациях и распределением энергетической ценности (калорийности) суточного рациона по отдельным приемам пищи.
В МБДОУ для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, организуется лечебное и диетическое питание в соответствии с представленными родителями (законными представителями ребенка) назначениями лечащего врача, с учётом требований Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 года № 32"Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения". Выдача детям рационов питания осуществляется в соответствии с утверждённым индивидуальным меню, под контролем ответственных лиц, назначенных в Учреждении. Допускается употребление детьми, нуждающимися в лечебном и диетическом питании, готовых домашних блюд, предоставленных родителями детей, согласно режиму дня Учреждения.
Специальные условия охраны здоровья
В ДОУ созданы условия для охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в Учреждении функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН и Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 822н. Медицинское обслуживание детей осуществляется в соответствии с договором с ГБУЗ Калужской области «Детская городская больница» двумя медицинскими сестрами.
В Учреждении организовано психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Функционирует психолого-педагогический консилиум ДОУ. Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ППк тесно сотрудничает с ТПМПК. Куда в сложных ситуациях воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование в ТПМПК.
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Имеется выход в Интернет (4), электронная почта dou_82@adm.kaluga.ru, сайт http://ds82.kaluga.ru/.
Официальный
сайт учреждения имеет версию для слабовидящих.
Воспитанники
являются «пользователями» материалов, подготовленных педагогами для организации
образовательной деятельности.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В дошкольном учреждении для обеспечения образовательного процесса имеются электронные ресурсы: виртуальные детские журналы, сайты детских писателей, образовательные сайты, которые обеспечиваются следующими средствами:интерактивная доска, телевизор, мультимедийное оборудование в музыкальном зале и методическом кабинете, магнитолы, музыкальный центр, компьютеры, ноутбуки. Компьютеры в МБДОУ имеют доступ к информационно-коммуникационной сети "Интернет", что позволяет педагогам быстро находить информационный материал для организации разных видов деятельности.
Воспитанники являются "пользователями" материалов, подготовленных педагогами для организации образовательной деятельности.Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Дети-инвалиды и воспитанники с ограниченными возможностями здоровья обучаются в группах общеразвивающей направленности, и в специальных технических средствах обучения по состоянию здоровья не нуждаются.